Бхаратанатьям

Бхаратанатьям — это искусство выражения эмоций, настроения, передачи смысла и чувств через определенную форму. Этой формой является танец и пантомима.

Бхаратанатьям передает эмоции и чувства через театральный танец, исполняемый под определенную мелодию и ритм.

bharatanatyam-page-01

Это и объясняет название танца:

БхаРаТаНатьям:

  • Бха — бхава — чувства, эмоции
  • Ра — рага — мелодия
  • Та — талам — ритм
  • Натьям — танец\драма

Что я имею ввиду говоря «театральный танец» и «пантомима»? Дело в том, что в Бхаратанатьям сам танец или движения без определенного смысла являются лишь базой или — можно сказать — «каймой» для основного полотна «пантомимы» (подобно тому, как кайма на сари украшает и дополняет его), где с помощью жестов и мимики лица, передается идея, смысл постановки. Часто в основе постановки лежит какая-нибудь история из древнеиндийских эпосов Рамаяна и Махабхарата, или других трактатов или же слова песни музыкальных композиторов, написанных несколько столетий назад.

Аспекты Бхаратанатьям

В Бхаратанатьям есть два главных аспекта — это Нритта и Абхиная. И та «кайма», про которую я говорила выше — движения, не несущие в себе смысл — это Нритта. А «пантомима», или передача смысла, истории, слов песен с помощью жестов и мимики лица — это Абхиная. Нритта — это как украшения, которые надевает на себя женщина, хоть сами по себе они тоже ценны и красивы, но их сутью и предназначением является лишь подчеркивание и дополнение красоты женщины. Также и нритта украшает и дополняет (оформляет, окаймляет) красоту и глубокий замысел абхинаи.

Некоторые танцы Бхаратанатьям состоят полностью из Нритты (такие как Алариппу, Джатисварам, Тиллана), а некоторые — полностью из Абхинаи (Падам, Джавали, Шлока, Аштапади — такие танцы похожи на пантомиму, где смысл слов из песни передается с помощью жестов рук, мимики лица и движений тела). Но также есть танцы (такие как Киртанам, Варнам, Каутувам, Маллари, Шабдам), которые состоят из обеих частей — и Нритты, и Абхинаии, где движения со смыслом и без — красиво перемежаются и дополняют друг друга.

Происхождение Бхаратанатьям. Дэвадаси

Бхаратанатьям зародился около 2000 лет назад в Южной Индии, в штате Тамилнаду. Он основан на театральном трактате «Натья Шастра» (дословно — «Наука о танце»). Натья Шастра (2 век до н.э. — 2 век н.э) — древнеиндийский трактат по драматургии, описывающий театральное искусство — теорию драмы и музыки.

Изначально этот танец исполнялся в южноиндийских храмах, посвященных Шиве, и назывался Дасьяаттам, поскольку традиционно в нем участвовали девушки, которых называли Дэвадаси (Дэва — «Божество» на Санскрите).

На роль дэвадаси отбирали самых лучших девушек, и в храмах они занимали высокое положение. Стать одной из девадаси было сложно и считалось очень престижно (девушка получала привилегированное положение). Девадаси, как и сами храмы, находились под прямым покровительством правящего царя. Основным занятием дэвадаси являлся театральный танец для Божества храма.

Упадок и возрождение

С приходом новой эры земля Индии пережила много нашествий завоевателей, что отразилось и на Бхаратанатьям — это замечательное искусство стало угасать. Без поддержки правителей к 19-му веку оно практически было на грани исчезновения.

Рукмини Дэви Арундейл, заручившись помощью от известных людей искусства Индии, в 30-х годах 20 века возродила древний ведический танец Бхаратанатьям, который сегодня является одним из наиболее популярных стилей классических танцев Индии во всем мире.

Впоследствии, Рукмини Дэви основала школу Бхаратанатьям «Калакшетра» в г. Ченнаи (бывший Мадрас), штат Тамилнаду, Южная Индия, которая существует и по сей день, принимая в свои стены студентов со всего света, и которую я имела честь успешно закончить.